Кладбищенский look…

В далёкие 90-е в искусстве, моде, дизайне, фотографии все стремились к экспериментам. Арты были весьма скандальны, непостижимы и эпатажны… Мода радовала всех яркими лосинами, фиолетовыми оттенками мейк-апа, огромными плечиками, варёнками… И всё это было на фоне экстрасенсорики, астрологии, готики, и различных инфернальностей… Да вспомнить одно, что достопочтенный ныне профессор Дугин вытворял в перформансах Курёхина вместе с выдающимся писателем-классиком — певцом оральных ласк, Эдуардом Лимоновым (но это отступление)… Наиболее интересным, шокирующим и некрофильским оказался арт одного прекрасного художника Арсена Савадова в 1997 году. Этот проект назывался «Мода на кладбище».

На фоне настоящих похорон, проходивших на Южном кладбище Киева, фотографу позируют манекенщицы, рекламирующие фирменную одежду. Под снимками подписи: «Туфли от… цена 350 долларов», «Блузка от… цена 250 долларов».

Wrn2jj7cuEM caUmyfSwYJQ

Рывшие могилы рабочие заметили съемочную группу, и поняли, что происходит что-то неладное. Группа откупилась — предложили им по 5 долларов за минуту съемки.

ilYDiBICBLIotnqy8QndJA

По словам Савадова, «Мода на кладбище» — это сильнейшая социальная драма. «Горстке богатых нет дела до всех остальных. Все сделано в формате журнала мод. Но позади вместо нейтрального фона вроде цветущего сада — горе людей. Невыдуманное, настоящее! Мы снимали этот проект два месяца. Фотографировали из джипов телескопическими объективами.»

ciow3UQmybE a1PWsJ04GZo

Глядя сейчас на эти фото, понимаешь, что в современном мире всё это за гранью. Как это у Пушкина, «И прекрасны Вы некстати и умны Вы невпопад». Этот проект был бы невозможен сегодня и поруган моралистами. Да и в то время общество понимало, что художник вышел за рамки этического… И всё же, для меня, этот проект ценен ещё и потому, что является частью обрядовых практик, но не вторгается в их контекст. Проще говоря, людям, у которых горе совершенно неважно, что происходит вне ритуала, они продолжают совершать обряд, прощаться с покойным и плакать. Другой вопрос — с ритуальными специалистами, с теми же гробовщиками, когда им предложили 5 долларов, они продолжили копать. Капитализация похорон и смерти  — удивительная вещь, похороны продаются и покупаются, как и модные луки. Неслучайно Бодрийяр называет тело «кладбищем знаков», сравнивает труп, тело модели, робота, манекена. А что есть мода в его пониманиии?

«Мода — по ту сторону рационального и иррационального, прекрасного и безобразного, полезного и бесполезного; и вот эта ее во всех отношениях имморальность, легковесность порой сообщает ей (в обществах тоталитарных, пуританских).

wozeMpSttdw 14Luq5uYXls

Знал ли о «Сиволическом обмене и смерти» Ж. Бодрийяра художник Савадов? Не имею понятия.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s